О ЦЕЛЯХ ТВОРЧЕСТВА
У творческих людей часто бывают задачи, очень для них важные, ноникому не понятные. Полжизни мы проводим под звуки «ворчалок»: Зачемтебе это нужно? На что ты тратишь время? И вот это – твоя работа?
Особенночасто высказываются родные и близкие, вроде бы живо интересующиесянашей работой, но иногда совершенно не понимающие, что у нас в голове.Что их смущает?
Внешняя простота.
Я уже усталаоправдываться за то, что никогда не буду рисовать как Дюрер. Я давнопоняла, что можно любить Брейгеля и Босха, и одновременно делать своедело, в чем бы оно ни заключалось, поняв, что «очень нравится смотретьи изучать» и «я хочу так уметь» – это совершенно разные вещи. Я сдетства была окружена книгами по искусству, засматривала до дырМатисса, Руссо и Янссена, но мысль «Я тоже хочу такое нарисовать» или«Я хочу понять, как он это сделал, и научиться так же» у меня вызывалибезумцы вроде Таданори Йокоо.

Многиеколлеги жалуются: «Вот я рисую тут своих дудликов, а потом как посмотрюна Джеймса Джина и думаю – вот как надо рисовать! Ну почему я так неумею?»
Ответ прост – не умеет, потому что не хочет уметь. Азахотел бы, положил бы все силы на то, чтобы научиться, потому что, вконце концов, ничего недостижимого в этом нет. Но людей гложет какая-тостранная «совесть» – можно сложнее, а я делаю проще.

Вбольшой степени в этом виноваты советчики из круга семьи и друзей ипреподаватели, сбивающие с толку. Они все время спрашивают: «Ты что,рисовать не умеешь? Идешь по пути наименьшего сопротивления? Так исобираешься всю жизнь эти кривульки рисовать? Ты это считаешь достойнойтворческой целью?»
При этом анатомические подробности,академический рисунок и работа с объемом совершенно не гарантируюткачества иллюстраций или картин. Один из самых гениальных,выразительных и душевных иллюстраторов всех времен и народов – МанфредБофингер, вообще все рисовал тремя линиями, и стал классиком книжнойиллюстрации при жизни. Но многие никогда этого не поняли. Ну и пусть.

Естьрисующие дизайнеры, решающие одновременно задачи из разных областей.При всей любви к фигуративному искусству, мне часто хочется просто«разработать плоскость», нарисовать несколько выразительных пятен,поработать с композицией и создать интересную фактуру. По этому поводуя тоже привыкла слышать комментарии: «Абстрактное искусство для тех,кто не умеет рисовать. А ты-то что?»
А я в один прекрасный деньпосмотрела на некоторые работы Антони Тапиеса, и поняла, почему емуобязательно хотелось это сделать. Так, что прямо успокоитьсяневозможно, пока вот такое не намажешь на во-от таком холсте, и чтобыобязательно огромное, и с легкостью, но продуманное и уравновешенное ив тех цветах, над которыми как раз всю последнюю неделю думал.


ЖильТешейра Лопес, удачно совместивший живопись с почти дизайнерскойработой с плоскостью и желанием заниматься коллажами, монтажами иинсталляциями.



Еще людей смущает отсутствие явной пользы.
Например,творческий человек вдруг увлекся ювелиркой. Или изготовлением украшенийиз бусинок. Или плетением гобеленов. Или ваянием чего-то из камня!Узнал, что существует мягкий камень, который возможно обработатьдовольно простыми инструментами в домашних условиях, и так хочетсяпопробовать! Или шелкографией! Это же так интересно! Или линогравюрой!Скульптурами из папье-маше...
малая пластика из папье-маше.

Втворческом порыве покупаются все необходимые материалы, а это обычновлетает в копеечку – особенно, когда ничего нет и надо купить всесразу. Специальная краска, рамки, инструменты, растворители, нитки,крючки и петли, крепления, горелки и прочее. Для каждого из таких хоббиуже выпустили все необходимое, только плати.
Далее занимаетсяпоследнее свободное место в квартире. Под ногами родных и близкихпоявляются сохнущие предметы, рамки с чем-то на них натянутым, в доменачинает пахнуть подозрительными веществами, и появляются разноцветныеследы от лапок домашних животных. Человек на некоторое времяпогружается в дело и...
... делает половину коврика. Или чудесноеколечко. Или одну странную инсталляцию. А дальше что? Ничего. Черезкакое-то время интерес к новому направлению в искусстве пропадает,единственный продукт творческой деятельности вешается на стенку, генийпереходит к следующему делу.

Родственники осторожно спрашивают: «И что дальше? Для этого ты все это купил? И что теперь будет со всеми этими материалами?»
Некоторыеотправляют материалы в подвал или на очередную полку в кладовке сословами «пригодится», отчасти потому, что страшно признаться, чтобольше оно вообще-то не нужно. Иные просто отправляют на помойку илиотдают следующему желающему попробовать. Потому что их интерес кданному предмету исчерпан.
Им этот опыт был зачем-то нужен, чтобы это ни было. Может быть, им просто хотелось понять, как этоделается, или убедиться, что они тоже так могут. Может быть,приобретенные в этом деле навыки пригодятся в чем-то другом. Можетбыть, в один прекрасный день, затевая инсталляцию своей жизни, авторвспомнит, как он что-то пришивал и приклеивал, и ему это пригодится,чтобы скрепить все части конструкции наилучшим способом.
В любом случае его задача решена и интерес исчерпан, даже если другим так не кажется.
Так же окружающим иногда тяжело смотреть на слишком разностороннюю личность.
Некоторымдизайн кажется легкой задачей, это хорошо получается и является «легкимхлебом», когда надо заработать, не особо надрываясь. Но иногда хочетсявеликих дел: например написать книгу, провернуть собственный проект сучастием тысячи добровольцев, соорудить инсталляцию величиной скомнату, и потом не известно как тащить ее в соседний город насомнительное художественное мероприятие. А так же хочется попробоватьмелких, но бессмысленных вещей, которые часто оказываются не толькодовольно дорогими, но и не такими уж мелкими. Пообещав справиться запару дней, мастер разводит грязь на неделю, пытаясь выложитьпсевдокирпичиками стену или переделать ванну в карниз в стиле Гауди.Или ночами режет лазером буквы из пенопласта, заполняя дом едким дымом,только чтобы сотворить нечто феноменальное со стеной в коридоре.
Но– нет ничего печальнее подавленного творческого порыва. Почему-то,раздумывая о прошлом, больше всего жалеешь о несбывшихся безумныхидеях, которые не хватило смелости отстоять.



Неслушайте никого, кто ставит вам палки в колеса и объясняет, что та илииная затея вас не достойна, им не понятна и миру не нужна. Вам этогожутко хочется, значит зачем-то вам это полезно.